Среда, 20.09.2017, 04:54
Приветствую Вас Гость | RSS

История с православием

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Моя кнопка

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Похоронно-поминальный обряд на Белгородчине

Русские народные обычаи, связанные со смертью, похоронами и поминками появились задолго до крещения Руси и у восточных славян сложились обычаи проводов умерших, захоронения и поминок. Со временем они изменялись, христианство сыграло здесь не последнюю роль. Отдавая дань этим обычаям, люди часто не подозревают, каково происхождение, каков изначальный смысл того или иного нашего действия в обряде прощания с близким человеком или его поминовения.

Если использовать толковые словари, то можно найти такое определение темы нас интересующей: по́хороны это обряд погребения тела умершего человека у многих народов мира, выражающий расставание с человеком.[1]

В свою очередь обряд - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления или бытовые традиции. Таким образом, приходим к выводу, что похоронный обряд можно определить, как комплекс представлений народа о жизни и смерти в песенном и устном фольклоре[2]. В современных похоронно- поминальных обрядах отражается древний культ предков и сил земли. По представлению народа, для спасения души умершего нужно различные заупокойные службы, а также поминальные трапезы. Это проявление любви, уважения, и поклонение памяти усопшего.

В настоящее время в Белгородской области сохранилось множество старинных обрядов семейно- бытового цикла, хотелось бы углубиться в изучении именно на похоронно- поминальном обряде на Белгородчине, который  является развитым компонентом народной культуры нашего района. Он сохранил форму бытования и осуществляется в соответствии с существовавшими канонами.

Очень часто отсутствие понимания смысла православных обрядов и традиций приводит к тому, что люди, вместо того, чтобы помогать душе умершего близкого, начинают верить во всякие суеверия и соблюдать обычаи, которые не имеют никакого отношения к христианству.

  Существовало шесть этапов похоронного обряда:

Этап первый – проводы

Этап второй – вынос тела

Этап третий – похоронное шествие

Этап четвертый – панихида

Этап пятый – погребение

Этап шестой – поминание

 

          У русского народа были приметы, которые предвещали смерть человека. Например, собака у дома воет, птица в окно стучит, кошка в красном углу спит. Родственницы, после наступления смерти, выходили на улицу и начинали голосить, сообщать родными соседям[3].

Похоронные действия начинались с обмывания умершего. Обязательно приглашали «чужих» (не родственников). После покойника одевали и клали на лавку, головой к иконам. Старики обычно смертную одежду собирали заранее: «Если я собираюсь умирать, я сама себе готовлю одежду, у меня узел готов». Молодых девушек полагалось хоронить в свадебных нарядах, данная традиция сохранилась и по нынешний день. Когда привозили гроб, покойника перекладывали в него. Гробы делали местные мужчины, при главном условии, что они не должны были быть «своими» (родственниками умершего). Обязательно клали предметы, которыми человек пользовался при жизни. И на сегодняшний день в некоторых местностях осталась традиция, в гроб помещать вещи, например, монетки.[4]

Было принято сидеть ночью над покойником, так проводили всю ночь до утра, читали молитвы, пели поминальные духовные стихи. Участвовали обычно пожилые женщины, которые знали церковные молитвы и приходили без приглашения. Если сравнить данную часть похоронного обряда с настоящим временем, то «бабушек» именно зазывают и просят прийти. Приводим примеры поминальных песен и стихов:

По жизни проходя друзей теряем 
У гроба тихо плачем иль рыдаем, 
И как порою трудно сознавать 
Что не сказал: "До встречи" иль "Пока"....

 В 12 часов ночи покойнику нужно закрыть лица, а хозяева и родственники устраивали для присутствующих вечерю- поминальную трапезу. В 6 утра покойнику открывали лицо.

Умершего хоронили на следующий день после смерти, полагалось после 12 часов. У дома принято «провожать» покойника- его выносили «за двор». Процессия двигалась в определенном порядке. Впереди несли намогильный крест, потом крышку от гроба, следом везли умершего и цепочку замыкали родственники, и пришедшие на похороны. При движении траурной процессии на дорогу бросали цветы.

Могилу на кладбище копали также «чужие». С умершим последний раз прощались, закрывали и затем на полотенца опускали в могилу. Каждый должен был подойти и трижды просить землю со словами: «Пусть земля тебе будет пухом». Яму зарывали, ставили крест и вешали белое полотенце или платок, оно оставалось на год. Всех звали в дом на поминки — обед. На поминальной трапезе пели специальные стихи в память об умершем. Поминать нужно было и на следующий день — когда самые близкие родственники ходили на кладбище и несли так называемый завтрак. Следующими поминальными датами были девятый и сороковой дни. На девять дней приглашали только близких родственников, и с утра они ходили на кладбище, а затем возвращались в дом на поминальный обед. А уже 40 дней звалине только самых близких. Считалось, что до сорока дней умерший приходит ночевать в свой дом, поэтому в этот период — шесть недель — на окно ставили стакан с водой, а в некоторых района еще клали кусочек хлеба.

В Белгородской области на протяжении времени сохраняется поминальный обряд с традицией трапезы, компонентом которой являются разнообразные продукты питания и блюда. Поминальный стол разнообразен, но включает в себя определенные обычаи. Из первых блюд могут подаваться щи, лапша, обязательно присутствует выпечка – блины, пирожки, пироги, из напитков – вино, квас, кисель. Обязательными кушаньями являются кутья, в данном обряде представлен как традиционное блюдо области. Стакан с водой и хлебом, который ставят «для умершего», стоит до 40 дня, его выбрасывать и выливать нельзя, все отдают птичкам.

На сороковой день «провожают душу». Обычно читают Псалтырь, нов некоторых районах Белгородчины еще и поминальные стихи. В некоторые религиозные праздники принято поминовение умерших, использую определенный вид пищи. На Пасху кладут куличи, крашенные яйца, конфеты, печенье, на Яблочные спас – яблоки. Убирают могилку под Пасху или, как принято в нашей местности перед летней поминальной службой. На сороковой день после смерти усопшего пекут лесенки- изделия их пресного теста. Форма символизирует восхождение, подъем, последовательность. В районах Белгородской области, входившие в состав Воронежской губернии, есть особенность обряда с лестницами. Во время совершения священником молебна в доме, лестницы не лежали, а стояли. Так, в Волоконовском районе их ставили на божницы, а в Вейделевском районе их выносили с предшествующей иконой выносили во двор и ставили на скамью и отпевали малую панихиду.

 

[1] http://enc-dic.com/kuzhecov/Obrjad-18853.html

[2] http://www.ritual-service-spb.ru/0,1/spravochnaya-informatciya/obryadi-raznih-religij/pravoslavnij-obryad-pohoron/

[3] http://simvol-veri.ru/xp/pravoslavniie-obryad-pogrebeniya.html

[4]Макеева Г.П., Подгорная Л.А. Народные праздники и обряды Белгородчины. – Белгород: «Везелица», 1994

Категория: Мои статьи | Добавил: Свет@ (16.03.2016)
Просмотров: 209 | Теги: похороны, поминки, белгородчина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Церковныйкалендарь
© Церковный календарь
Поиск
Друзья сайта

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского г. Белгорода